Суккот

16 октября–16 октября

Еврейский праздник кущей, Суккот, начинается на 15-й день нового года (15 тишрей) и продолжается 7 дней. Это время, когда земледельцы, завершив сбор урожая, могут отдохнуть до первых дождей. Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность существования зависит совсем от других причин. Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился. В Суккот выполняют особый ритуал – «вознесение лулава».

Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, – это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, – это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт – растение несъедобное, но приятно пахнущее – это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, – это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. И все-таки Бог всех соединил в один букет – один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений – определенная часть человеческого тела. Этрог – это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист – позвоночник, мирт с его овальными листочками – глаза, а ива – уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу. Законы и обычаи 4 вида растений – 4 вида евреев Одна из заповедей праздника – заповедь четырех растений. В чем ее смысл? Мудрецы говорят, что растения символизируют евреев, находящихся в разных степенях близости к еврейству. Отличия растений – во вкусе и запахе: Этрог (цитрон) обладает приятными вкусом и запахом. Вкус – символ обладания мудростью Торы, а запах – исполненных добрых дел. Этрог – символ еврея – мудреца и праведника. Лулав (ветвь финиковой пальмы) – ее плоды обладают вкусом, но лишены запаха. Так, есть люди, обладающие мудростью, не отражающейся на доброте их поступков. Адас (ветвь мирта) имеет запах, но не вкус. Она символизирует евреев, исполняющих заповеди, руководствуясь верой, трепетом или любовью к Творцу, но не обширностью познаний в Торе. Арава (ветвь ивы) лишена как вкуса, так и запаха. Есть и такие евреи, на данный момент они не знакомы с мудростью Торы и не исполняют ее заповеди.

Заповедь исполняется тем, что мы берем все растения вместе и трясем. Трясут все одинаково – как праведники и грешники, мудрецы и простаки. Представая перед лицом Творца в праздник Суккот – «дни веселья нашего» – мы, оставаясь разными, сплачиваемся – ибо в радости все равны! Все семь дней праздника (кроме субботы), произносят – желательно в суккe – благословение на лулав и этрог. При первом исполнении этой мицвы, в первый день праздника (если это не суббота), вслед за Ал Нтилас Лулов говорят также благословение Шеэхэйону.

Сукка – хижина

Сорок лет провели в них наши далекие предки, продвигаясь к Обетованной Земле. Их не беспокоила прочность крыши над головой, им сопутствовали защитные «облака славы», и в трудную минуту они полагались на поддержку Всевышнего. Но, обретя свою Землю и поселившись в прочных, надежных домах, они ежегодно уходили на семь дней под кровлю временных хижин. Эта заповедь навсегда осталась нашей благодарностью Б-гу и памятью об Исходе из Египта. Однако мы не селимся в сукке на Песах, в пору нашего Исхода, ибо весной – обычное для всех народов время перебираться на летние дачи, и смысл нашего переселения не был бы очевиден. Мы делаем это осенью, в пору дождей и ненастья, подчеркивая тем самым, что цель нашей жизни в сукке – лишь исполнение заповеди Всевышнего. Сегодня, переходя из удобных домов в неблагоустроенные сукки, мы делаем это исключительно в память об избавлении народа от рабства и славим тем самым чудо Его и святое Его провидение. На протяжении семи дней следует есть и пить в сукке. Это не относится к воде, хотя желательно и жажду утолять только в сукке. Трапезы первого и второго вечера – это особая заповедь. Их особенно, нужно постараться провести в сукке. Вечером первого дня, после молитвы в синагоге, заходят в сукку для праздничного ужина и произносят Кидуш над бокалом вина. Вслед за этим говорят благословение Лейшейв Басуко: Зажигание праздничных свечей. По обычаю праздничные и субботние свечи зажигают в сукке, но если сукка плохо защищено от ветра, свечи зажигают дома. Перед зажиганием произносят благословение о свечах праздника и благодарственное благословение Шеэхэйону.

События