Йом-Кипур

11 октября–11 октября

Десятый день еврейского нового года - Судный день (Йом Кипур) - день искупления грехов и Высшего суда. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов.

В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы. «Открывающая молитва» - Кол-Нидрей, превратилась в символ всего праздника. Она произносится трижды и поется вслух. Нет сомнений, что этому способствовал прекрасный мотив, пришедший из средневековой Испании.

В Йом Кипур читают также поминальную молитву, к которой в наши дни добавилось еще две части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля.

В 1973 году в этот день армии Египта и Сирии предприняли внезапное нападение на Израиль. Прямо из синагог и из своих домов люди отправились в бой, и рев моторов нарушил покой праздника. Многие не вернулись. Так старые обрядовые формы наполнило новое трагическое содержание - утраты и скорбь.

В канун Йом Кипур принято есть «разделяющую трапезу», после которой до исхода Судного дня - строгий пост.

Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе - приговор милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах. Особое значение приобретает «закрывающая молитва», произносимая при заходе солнца - после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году - в Иерусалиме».

Законы и обычаи

Пять праздников называет нам Тора, среди них – Йом Кипур. Тора велит полностью посвящать этот день Б-гу и зовет к соблюдению – трепетному и священному – обычаев Судного Дня.

Торжественное, святое соблюдение обычаев кануна и дня Йом Кипур – свидетельство нашей искренней веры и залог Б-жественного Всепрощения.

Существует очень давний обычай, называемый капорес. Вечером, за сутки до наступления Судного Дня или на рассвете кануна Судного Дня, мужчина или мальчик берут в руки петуха, а женщина или девочка – курицу и произносят молитву Бней Одом. Затем, осторожно вращая птицу над головой, повторяют: «Да будет это моим искуплением...» Идея обряда капорес предполагает искреннее раскаяние при мысли, что и нас за наши грехи могла бы – не дай Б-г! – постичь судьба этой бедной птицы. Но милосердие Б-га беспредельно и несет нам прощение, если наше раскаяние искренне.

Эту птицу или стоимость ее отдают бедным. Если не удалось достать птицу, обряд капорес может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.

Перед Йом Кипур принято просить прощения у друзей и знакомых, если довелось обидеть их словом или действием. Обычай предписывает просить прощения сначала у людей, а затем у Б-га, ибо человек не может быть прощен Б-гом, пока он не прощен людьми. «Кто говорит: согрешу и покаюсь, а в Судный День мне простят – тому в Судный День не прощают. Если кто грешил против Б-га, то в Йом Кипур ему прощают. Если он грешил против друга, в этот день ему не прощают. Он должен заранее помириться с ним и добиться от него прощения».

В канун Йом Кипур принято просить и дарить кусочки леках (торт из ржаной муки с медом). За этим стоит чудесный символ: «Если предстоит мне получать еду из милости – пусть это произойдет сегодня, сейчас, чтобы не пришлось мне впредь протянуть за подаянием руку».

В канун Йом Кипур тысячи людей приходят к Любавичскому Ребе, и он дает каждому кусочек леках, желая «доброго и сладкого года».

В канун Йом Кипур принято окунаться в воды миквы.

В этот день принято давать больше обычного денег на благотворительные цели (цедака). При входе в синагогу обычно стоят тарелки для разнообразных сборов: на иешивы, на фонды благотворительности и взаимопомощи, на поддержку добровольных организаций по распространению и укреплению Идишкайт и т.д. Приближение Святого дня – Йом Кипур – распахивает сердца для великой заповеди Цедака.

Накануне Йом Кипур, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом обильную трапезу. Предписывается разумно рассчитать количество еды для этой трапезы, чтобы вступить в Йом Кипур в состоянии, соответствующем СВЯТОСТИ ЭТОГО ДНЯ...

За 18 минут до захода солнца, в точно указанное календарем время, женщины зажигают свечи, произнося при этом следующее благословение:

  • (Транслитерация): Борух Ато А-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер Кидшону Бмицвойсов Вцивону Лехадлик Нейр Шел Йойм Хакипурим
    (Перевод): Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Освятивший нас своими заповедями и Указавший нам зажигать свечи дня Всепрощения.
  • (Транслитерация): Борух Ато А-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Шеэхейону Вкиймону Вхигиону Лизман Хазе
    (Перевод): Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Сохранивший нас в живых, Обеспечивший наше существование, и Доведший нас до сего времени.

Если Йом Кипур совпадает с субботой, вместо первого благословения мы говорим:

  • (Транслитерация): Борух Ато А-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер Кидшону Бмицвойсов Вцивону Лехадлик Нейр Шел Шабос Вшел Йойм Хакипурим.
    (Перевод): Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и Указавший нам зажигать свечи Субботы и дня Всепрощения.

Перед уходом в синагогу отец (или мать, если нет отца) традиционно благословляет детей. Он возлагает руки на голову каждого ребенка и с волнением произносит молитву:

«Да уподобит тебя Б-г Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Б-г и хранит тебя. Да озарит тебя лицо Его и помилует Он тебя. Да обратит Б-г лицо Свое на тебя и даст тебе мир.

Да будет воля Твоя, и да вселишь Ты в сердце ребенка любовь к Всевышнему, да не дашь ребенку согрешить, и да будет у него желание изучать Тору и следовать заповедям ее, и да будут у него друзья, изучающие Тору и следующие ее заповедям, и да будут записаны сын мой к жизни хорошей и доброй вместе со всеми праведниками Израиля и вместе со всем Израилем! Амен!»

Перед самым наступлением Святого Дня, Любавичскии Ребе, уже одетый в белый китель и молитвенный талес, входит в зал, где собираются учащиеся любавичских иешив, и благословляет их как родной отец своих детей... Счастлив человек, переживший это!

За 18 минут до захода солнца начинается пост.

День, когда Б-г отпускает грехи человека, строг и торжественен. На протяжении этих суток запрещается есть, пить, умываться (можно только помыть пальцы рук после сна и посещения туалета), употреблять косметику, носить кожаную обувь (только из резины, синтетики или войлока). В этот день запрещена любая работа и близость между супругами. Однако еврейские религиозные законы гласят: если опытный врач, даже нееврей, считает, что больному опасно поститься, он обязан подчиниться и прервать пост, следуя указаниям раввина.

Йом Кипур евреи проводят в синагоге в молитвах, которые проникнуты просьбами к Б-гу о прощении и искуплении грехов, совершенных каждым человеком и всем еврейским народом. Святость этого дня сама по себе обладает силой, содействующей прощению грехов.

Служба в синагоге начинается с того, что самые почтенные члены общины извлекают свитки Торы, а затем становятся по обе стороны хазана (кантора). Трижды произносит кантор Кол Нидрей, а все присутствующие негромко повторяют за ним каждое слово молитвы.

После Кол Нидрей следует вечерняя служба, когда читают особые молитвы, произносимые только в ночь Йом Кипур.

-Следующая служба (Шахарит) начинается рано утром. После чтения Торы, произносят Изкор – поминальную молитву по умершим. Счастливцы, чьи родители живы, покидают на это время зал синагоги, а оставшиеся – проливают горькие слезы, вспоминая отца и мать. И многие чувствуют угрызения совести при мысли, как далеко отошли они от прекрасного образа жизни – Идишкайт, которого традиционно придерживались их предки, бабушки и дедушки, матери и отцы. И многих охватывает чувство раскаяния. Они знают: родители были бы счастливы, если бы их дети были больше преданы заветам Торы, и принимают решение доставить им большую радость своим поведением в будущем, чем это было в прошлом.

После молитвы Мусаф и Минха начинается самая торжественная (и последняя) служба Неила – вершина всех молитв Йом Кипур. Она заканчивается выражением нашей непоколебимой преданности Б-гу и готовности, если понадобится, умереть за еврейскую веру, как это делали в прошлом наши святые мученики.

Затем раздается последний трубный звук Шофара, и Святой День завершают слова: «В будущем году – в Иерусалиме!»

С наступлением ночи, после молитвы Маарив и произнесения Хавдала, заканчивается пост Йом Кипур.

После окончания поста полные уверенности, что Б-r услышал молитвы, «вписал и запечатал нас» в счастливый год, сразу же начинают готовиться к постройке сукки – одной из великих заповедей наступающего через четыре дня радостного праздника Суккот.

События