Ханука

6 декабря–14 декабря

Еврейский праздник, отмечающийся в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккаби над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней.

В 332 году до н.э. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского, который придерживался политики невмешательства в религиозную жизнь евреев. После смерти Александра в 323 году до н.э. и множества войн, которые вели между собой его наследники, к власти пришла египетская династия Птолемеев и последующее столетие прошло в состоянии относительной стабильности.

В 198 году до н.э. Птолемеи были разгромлены Селевкидами (ассирийскими греками), в руки которых попала и Иудея. Поначалу общая ситуация казалась неизменной и даже отчасти улучшилась. Евреи получили письменные гарантии, подтверждающие их право жить «по законам своих отцов», и налоговое бремя было несколько уменьшено. Но затем Селевкиды начали предпринимать попытки эллинизировать евреев. Греческая философия и культура постепенно стали проникать в еврейскую среду. В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов – серьезным преступлением, повсюду были установлены идолы. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен.

В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.

Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну – в первый день праздника, две – во второй, три – в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник – ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги. О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре).

Заповедь зажигания свечей

В память о чуде, происшедшем при освящении Храма, мы зажигаем свечи Хануки, и это центральный момент празднования, поэтому Хануку иногда называют «праздником огней». Эта обязанность – зажигать свечи – лежит на всех мужчинах, женщинах и детях старше девяти лет, однако считается достаточным, если глава семьи зажигает один светильник за всех. В память о Меноре (храмовом светильнике), которая была очень красива, принято зажигать самые красивые свечи и ставить их в красивый подсвечник. Ханукальные светильники зажигают после захода солнца.

С древних времен распространился определенный обычай исполнять заповедь о зажигании ханукальных огней. Светильник зажигает глава семьи, причем в первый вечер – один огонек, во второй – два, и так далее, пока на восьмой вечер не будут зажжены все восемь огней. Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем.

Огни ханукальных светильников священны, поскольку их зажигают с единственной целью – исполнить заповедь. Поэтому запрещается пользоваться их светом для чтения, например, или для какой-либо работы. Свечи Хануки – символ Меноры: как Менора в Храме служила источником не физического, а духовного света, который Храм давал миру, так и ныне ханукальные свечи предназначены для связи с Б-гом через исполнение Его заповедей. Это назначение свечей Хануки подчеркивается обычаем устанавливать нер шамаш – дополнительную «рабочую свечу», как бы говоря этим: шамаш – для освещения комнаты, а свечи Хануки – для духовного света.

Шамаш, которым зажигают огни, помещают выше остальных свечей, (чтобы его можно было отличить от них). При зажигании свечей все домашние собираются вместе для большего «прославления чуда».

Порядок зажигания свечей

В первую ночь Хануки (с 24 на 25 кислева) перед тем, как зажечь первый огонек, произносят три благословения:

Барух ата адо-най, эло-эйну мэлэх аолам, ашер кидшану бемицвотав вецивану леадлик нэр шел ханука.

(Благословен Ты, Г-сподь, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник!)

Барух ата адо-най, эло-эйну мэлэх аолам, шеаса нисим лаавотэйну, баямим аэм базман азэ.

 

(Благословен Ты, Г-сподь, Бог наш, Владыка вселенной, явивший чудеса отцам нашим в те времена, в эти дни (года)!)

Барух ата адо-най, эло-эйну мэлэх аолам, шегехияну векийману вэигиану лазман азэ.

 

(Благословен Ты, Г-сподь, Бог наш, Владыка вселенной, Который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!)

В остальные дни Хануки перед зажиганием огней произносят только первые два благословения.

Особенности ханукальной недели

Издавна сложился обычай устраивать в дни Хануки более обильные, чем обычно, трапезы, сопровождать их традиционными песнями, сложенными в честь этого праздника, и рассказывать о чудесах, которые Всевышний совершил для наших предков в те дни. В дни Хануки разрешено работать.

В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых – пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий «ханукальные деньги» с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес. Часть этих денег надо обязательно отдать на цдаку. Детей следует приучать к этому с малых лет, тем более что в дни Хануки принято давать на цдаку больше денег, чем обычно.

Дети в дни Хануки играют в савивон – четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре – шин). Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь (в диаспоре – там, в Эрец-Исраэль)». Игра в савивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки. А во времена сирийского владычества дети, играя в волчок перед пещерами, таким образом отвлекали внимание сирийцев. Хотя в Хануку необязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садиться за стол в праздничной обстановке,беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки. В дни Хануки принято готовить традиционные ханукальные кушанья: картофельные оладьи (латкес на идише) и пончики. С Ханукой связан и способ их приготовления с использованием растительного масла, что напоминает о ханукальном чуде.

События