Заканчивается месяц Тишрей, месяц многочисленных праздников, которые провели мы с нашими братьями по всему миру молитвами в синагоге, месяц радости праздников Суккот и Симхат Тора. От праздников возвращаемся мы к повседневной жизни, к работе, к рутине. Есть люди, которые думают, что вера человека становятся многозначительной лишь только тогда, когда человек приходит в синагогу, молится. Многие люди думают, что вера, по самой своей природе, относится только к отношениям между человеком и его Создателем, но на самом деле, святая Тора учит нас ценностям, которые нас сопровождают в нашей повседневной жизни.
Вопросы этика и жизненных ценностей актуальны для нас каждый день. Еще с древних времен существуют постоянные дилеммы в экзистенциальных вопросах. Позиции по ним меняются постоянно и резко. Некоторые вещи считаются табу в одну эпоху, но становятся обычными в другую, и наоборот. В настоящее время очень остро стоит вопрос об эвтаназии - отключение неизлечимо больных пациентов от приборов жизнеобеспечения. Является ли это проявлением добра человеку или же убийством? А что говорить об актуальной сейчас теме - об абортах. Может ли мать решать судьбу неродившегося ребенка или эмбрион уже является живым человеком, который имеет право существовать и жить? Многие люди, желая быть нравственными, становятся вегетарианцами, отказываясь от употребления мяса. Как же узнать, где правда?
В последнюю субботу Тишрея, которая объявляет наше возвращение в материальный мир, мы читаем главу Берейшис – первую главу Торы. В ней заложено большое значение, так как она задает моральные устои. Здесь установлены принципы запрещенного и разрешенного, понятия добра и зла. Вс-вышний дал первому человеку Адаму некоторые основные моральные принципы, в том числе запрет на убийство и воровство. Здесь определяется, что эти вещи запрещены и являются аморальными поступками. Да только было разрешено ему использовать всех существ на земле – « . . владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными и над всяким животным пресмыкающимся по земле» (Брейшис 1,28).
Глава Брейшис учит нас, что человек был сотворен «..по образу всесильного..», а не животным, для которых убийство считается более, чем нормальным, ведь за счет этого они и живут. У людей существуют другие законы, моральные и этические, и поэтому убийство считается одним из самых больших грехом. На самом деле, человечество не может утвердить моральные принципы навечно, поэтому понятия о хорошем и плохом меняются постоянно, вдохновленные социальными капризами. Только мораль, основанная на б-жественном абсолютном указе будет существовать во все времена. Вера в то, что мир был создан не случайно, что есть Творец мира, и Он дал Тору с праведными правилами и законами, делает человека моральным, попечителем божественным вечным нравственным законам.
Счастье не где-то там, оно лежит в той части нас, которая вечно молода и вечно даруема Нохум Эрентрой Главный раввин Запорожья и Запорожского региона Мы...
Однажды я слышал аргумент, о том, что, раввины говорят только о духовности, о молитве, о традиции. Но что о здоровье тела, например? Разве в иудаизме нет места,...
Ханука. Праздник света, Праздник в котором мы зажигаем свечу каждую ночь, и каждую ночь увеличиваем количество свечей. В первую ночь мы зажигаем одну свечу, во...
Ну, вы наверное думаете – «Бедные раввины в Америке, с какими евреями они должны работать, с такими, которые спрашивают, верят ли евреи в Зубную...
Нохум Эрентрой Главний раввин Запорожья и Запорожского региона Раввинам, вообще, задают разные вопросы. Галахические, философские, вопросы...
Не многим менее нескольких дней, на Рош аШана, мы услышим звуки Шофара еще раз. Наши мудрецы учат нас, что Шофар – является самой основной сущностью Рош-аШана. Что...