Тфилин

Тфилин

Тефилин – кожаные коробочки, прикрепляемые с помощью ремешков на руку и на голову, – содержали кусочки пергамена с библейскими отрывками, которые, согласно раввинистической интерпретации, касались заповеди о ношении тефилин (Исх. 13:1-10, 11-16; Втор. 6:4-9, 11:13-21). Тефилин надевался в соответствии с толкованием мудрецами этих отрывков и символизировал идею того, что все поступки и мысли человека должны служить воле его Творца. Несмотря на некоторые теоретические споры, амораи считали, что талит и тефилин являются принадлежностью мужского, а не женского одеяния. Изначально благочестивые евреи носили тефилин весь день, но в раввинистический период он превратился в молитвенный аксессуар для мужчин. Ранние образцы тефилин были найдены среди свитков Мертвого моря.

Раньше было принято облачаться в талит гадоль и в тефилин дома, и идти в них в синагогу на утреннюю молитву; но в наше время их обычно надевают уже в синагоге. Перед утренней молитвой надевают талит гадоль и только затем тефилин. Обязанность надевать талит и тефилин распространяется только на мужчин.

Здесь действуют два принципа. Первый: «более постоянное идет первым» (т.е. из двух заповедей или из двух молитв, время исполнения которых наступило одновременно, сначала делают ту, которая выполняется чаще; и поскольку талит гадоль надевают ежедневно, а тефилин только в будние дни, то талит предшествует тефилин). Второй: «в святости повышают, а не понижают». Талит – это одежда, сделанная по установленным Торой законам, а тефилин обладают собственной святостью, поэтому сначала надевают талит, а потом тефилин.

В большинстве ашкеназских общин в талит гадоль облачаются только женатые мужчины, в сефардских – также и неженатые. Однако тот, кого вызывают к чтению Торы, а также кантор и ба'аль-коре' (человек, читающий Свиток Торы) обязательно должны быть облаченными в талит гадоль.

Надевая талит гадоль, мы выполняем ту же самую заповедь «носить цицит», что и надевая талит катан; но талит гадоль – это более «торжественное» выполнение этой заповеди. Обычно талит гадоль надевают на время утренней службы. (Как исключение в Йом Кипур, ввиду особой возвышенности этого дня, все молящиеся остаются в талит гадоль в течение всех служб, включая вечернюю; а Девятого Ава, в знак траура, талит гадоль и тефилин надевают только во время дневной службы.)

Мидраш говорит, что один из способов приближения к Создателю – подражание Ему. Закутываясь в белый талит, мы сосредоточиваемся на мысли о том, что Всевышний как бы «окутан духовным светом».

Тефилин надевают во все дни, кроме Суббот и Праздников. Их надевают стоя. После возложения ручного тефилин надо сразу же, не отвлекаясь и не разговаривая, надеть головной тефилин.

Надевание ручного тефилин

Ручной тефилин накладывают на бицепс левой руки, напротив сердца (левша, который пишет левой рукой, должен надевать тефилин на правую руку). Когда тефилин уже на руке, то перед тем, как затянуть узел, произносят благословение:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам надевать тефилин».

После благословения нужно затянуть узел, через который продет ремешок, выполнив тем самым заповедь: «… и повяжи их как знак на руку твою…» (Необходимо следить за тем, чтобы узел, имеющий форму буквы «йуд», был постоянно плотно прижат к футляру тефилин.) После этого ремешок оборачивают семь раз вокруг руки – от локтя до кисти…

Схема правильного надевания ручного тефилин

Согласно нусаху ашкеназ и согласно нусаху сафард (так надевают тефилин ашкеназы-хасиды)

Надевание головного тефилин

Головной тефилин надевают таким образом, чтобы его нижний край совпадал с границей роста волос надо лбом, а сам футляр был укреплен точно посередине над глазами. Узел головного тефилин должен находиться на нижней части затылка, над тем местом, где затылок граничит с шеей.

Во время возложения тефилин на голову благословляют шепотом (в некоторых общинах не читают это благословение):

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о тефилин».

Укрепив головной тефилин, к приведенному выше благословению немедленно добавляют:

«Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков».

Схема правильного надевания головного тефилин

(как по нусаху ашкеназ, так и по нусаху сафард)

Затем обматывают ремешок ручного тефилин вокруг среднего (делая три оборота) и безымянного пальцев руки, произнося:

«И обручусь Я с тобой навеки, и обручусь с тобой в правде и справедливости, благочестии и милосердии. И обручусь с тобой в верности, и познаешь ты Господа».
(Книга Ошеа 2:21)

Конец ремешка тефелин обматывают вокруг ладони (так, чтобы получилась буква «шин»), и закрепляют его на внутренней стороне ладони.

Наматывание ремешка ручного тефилин на ладонь

Согласно нусаху ашкеназ и согласно нусаху сафард

Тефилин снимают по окончании чтения утренней молитвы, причем делают это в обратном порядке: сначала с кисти, потом с головы, а затем с руки.

Тефилин надевают каждый день, кроме Суббот, а также Праздников, имеющих статус Йом Тов, т.е. Праздников, указанных в Торе. Такими Праздниками являются первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый день Суккота, Шмини Ацерет / Симхат Тора (в диаспоре все вышеуказанные дни удваиваются), два дня Рош hа-Шана и Йом Кипур. Относительно Холь hа-Моэд (т. е. промежуточных дней праздников Песах и Суккот) есть различные обычаи. Согласно нусаху Ашкеназ, в диаспоре тефилин в эти дни обычно надевают, но в Земле Израиля есть обычай этого не делать. Согласно нусаху Сфарад, тефилин в Холь hа-Моэд не надевают; и этому мнению следуют хасидские общины. (Вопрос заключается в том, считать ли Холь hа-Моэд сам по себе достаточным «знаком», исключающим тефилин; об этом см. ниже.) В Хануку и Пурим тефилин надевают, т.к. эти дни не являются праздниками из Торы. В Рош Ходеш тефилин также надевают на утреннюю молитву, но снимают перед Мусафом (ибо эта дополнительная молитва отражает праздничную составляющую новомесячья, т.е. тоже имеет аспект «знака»).

Сказано в Торе:

«И повяжи их [слова Торы, говорящие, о нашем признании Божественного царства и о единстве Бога] как знак на руку твою,.. и будут они украшениями над глазами твоими…»
(Второзаконие 6:8)

Устная Тора объясняет, что в этих словах нам дана заповедь двух «тефилин», (в ед. ч. «тефила»), один из которых повязывается на руку («тефила шель яд»), другой – на голову («тефила шель рош»). Они представляют собой сделанные из кожи футляры кубической формы, внутри которых помещены написанные на пергаменте четыре отрывка из Торы, содержащие заповедь тефилин (Второзаконие 6:4-9, 11:13-21, Исход 13:1-10 и 13:11-16; первые два отрывка входят в молитву «Шма, Исраэ'ль»). В ручном тефилин все эти четыре отрывка написаны на одном куске пергамента, в головном – на четырех отдельных кусках, которые вложены в четыре отделения внутри коробочки. Ремешки тефилин, так же, как и все остальные их части, делают только из кожи кашерного животного. Ремень головного тефилин завязывается узлом в форме буквы «да'лет», а ручного – узлом в форме буквы «йуд». Кроме того, на футляре головного тефилин должна быть начертана буква «шин». (На правой стороне футляра пишется трехглавая буква «шин», а на левой его стороне – четырехглавая.) Буквы «шин», «далет» и «йуд» образуют одно из Имен Бога – «Шаддай».

Несмотря на то, что наложение ручного и головного тефилин является выполнением двух различных заповедей, запрещено делать перерыв между ними. В еврейской Традиции имеются различные мнения по вопросу о том, следует ли говорить на головной тефилин отдельное благословение. Согласно ашкеназскому обычаю, благословение на головной тефилин произносят, добавляя после него «Благословенно Имя славы Царства Его…», как во всех случаях сомнения в правомерности произнесенного благословения. Во многих хасидских общинах отдельное благословение на головной тефилин не произносят. (Однако, если был перерыв между накладыванием ручного и головного тефилин, то благословение на головной тефилин обязательно произносится.)

Некоторые заповеди Тора относит к категории «от» («знак»). Они служат знаком связи между евреями и Богом. Так, Суббота названа в Торе «от»; Праздник – это тоже «от»; к этой группе «знаков» относится и заповедь «тефилин». Поэтому в Субботу и в Праздники тефилин не надевают, ибо эти дни сами по себе являются «знаком». Тефилин надевают только днем. (Таким образом, и тефилин также являются «положительной заповедью, связанной со временем», и женщины от нее освобождаются.) Если тефилин не были надеты во время утренней молитвы, то их можно надеть в любое время до захода солнца; при этом, надев их, принято читать молитву «Шма, Исраэль…»

Тефилин обладают святостью (т.к. в них вложен Свиток со святым текстом), поэтому когда они надеты, нельзя заходить в туалет и т.п. нечистые места. В древние времена (вплоть до эпохи Талмуда) многие ходили в тефилин почти весь день, но позже установился обычай надевать их только на утреннюю молитву. (Только Девятого Ава в знак траура тефилин и талит гадоль надевают на время молитвы Минха.)

Тефилин очень сложно устроены. Более того, малейшие отклонения от правильного устройства тефилин делают их негодными. Маймонид считает, что строгое соблюдение всех деталей устройства тефилин есть выражение любви к словам Божественного Откровения, текст которых вложен в тефилин (и поэтому он помещает заповедь тефилин в «Книгу любви» своего галахического кодекса «Мишне Тора»). Другая точка зрения – каббалистическая – разъясняет, что тефилин особым мистическим образом связывают нас с Богом, и правильное устройство тефилин необходимо для осуществления этой связи.

В то же время, многое в устройстве тефилин имеет символическое значение. Ручной тефилин повязывают на бицепс левой руки и он «подчиняет себе» мышцу – силу человека. При этом он расположен напротив сердца – источника чувств. В ручном тефилин все четыре отрывка из Торы написаны на одном куске пергамента, что символизирует единство галахи – конкретного еврейского закона, регламентирующего действия человека («руку»); при том, что в головном тефилин каждый из этих отрывков помещен на отдельном куске пергамента и в отдельном «отсеке» футляра, что символизирует разнообразие мнений, подходов и философских интерпретаций Торы. Сначала надевают тефилин на руку, а потом на голову, т.к. выполнение Закона («рука») должно предшествовать постижению его («голова»). В то же время более «тонкие» действия («обматывание ремешка вокруг пальцев») могут быть правильно осуществлены только после постижения смысла Закона.

Головной тефилин с ремнями символизирует также Божественное управление миром; левый ремень – управление в категории Суда, в рамках законов природы, правый ремень – управление в категории Милости, посредством Чуда. Управление идет от верхних миров к нижним, поэтому сам тефилин надевается на голову – вместилища разума, а ремни спускаются ниже пояса; при этом правый ремень несколько длиннее левого. Тефилин черного цвета, ибо пути Управления скрыты от нас, но внутри находится белый – ясный – Свиток с текстом. Левый и правый ремни наверху связаны в узел, т.к. милосердие и правосудие, исключающие друг друга на земле, у Бога таинственным образом переплетаются. (Поэтому, когда Моисей задавал Богу вопросы об управлении миром, то Он, согласно комментарию Раши к Исход 33:23, показал Моисею «узел Своего головного тефилин».)

Другие статьи