Шавуот – праздник дарования Торы

Игрот Кодеш. Том 3, стр. 305-306

№ 614

С Божьей помощью, канун новомесячья Сиван, 5710 года

Бруклин, Нью-Йорк

Раввину и хасиду… р. Й.

Мир и благословение!

Перед наступающим праздников Шавуот, временем получения Торы, я посылаю вам брошюру недавно вышедшую в свет. Несомненно вы постараетесь ознакомить с ней многих людей. Ведь сердце каждого еврея открыто к Торе и заповедям. И как заметили наши мудрецы, что несмотря на то, что я сплю (нахожусь в изгнании), мое сердце бодрствует к синагогам (молитва), домам учения (Тора), заповедям и благотворительности... И в особенности это актуально от начала месяца Сиван до 12 числа – дни подготовки к дарованию Торы и завершение праздника Шавуот.

И вот, несколько аспектов в изучении Торы.

В обязанностях человека: а) изучение Торы — одна из 248 заповедей «делай», но только она более великая, чем они и б) изучение Торы включает в себя все 248 заповеди «делай», поскольку изучение приводит к действию.

И, на первый взгляд, это идет в соответствии с двумя заповедями в самом изучении Торы: заповеди трудиться в ней (изнурительно) и заповеди знания Торы, и что именно вторая приводит к действию.

(См. «Законы изучения Торы» Алтер Ребе 4:2…)

В действии человека: а) 248 заповедей «делай» — это жизненная сила для 248 органов души, и без заповедей нет для них жизненности и существования. А заповедь труда в Торе как любая заповедь, но именно она более велика; это все наподобие внутренних органов, от которых зависит жизненность и б) заповедь знания Торы — это аспект мудрости мозга в буквальном смысле, которая выше аспекта органов. И подобно тому, как душа наполняет все 248 органов тела, основное нахождение и пребывание души в мозгу.

(См. Ликутей Тора: «Ницавим», «Ки амицва азот», гл. 2; «Балак», «Ле ибит» гл. 3; «Меейн ганим» 5702, Тания 51).

Примечание:

1 Напечатано в «Ликутей Сихот», том 8, стр. 257 по фотокопии из секретариата. Письмо было послано многим.

И выше всего этого — как сказано в Торе: «А вы соединяйтесь со Всевышним и (посредством этого) будете жить сегодня». И объяснили мудрецы, что евреи связываются с Торой, а Тора — со Всевышним — общая жизненная сила души — и как отблеск души в теле, так и духовное влияние сверху — притягивается посредством Торы.

И вот, руководитель множества евреев он является головой и мозгом всем им. Это общая душа для всех частых душ и от него и посредством него должно быть привлечения влияния как в общем, так и в частном для всех тех, кто имеет к нему отношение. И все привлечения влияний, как было сказано, посредством Торы.

(См. обо всем этом в книге «Авот де-рабби Натан», гл. 34 в конце. «Ликутей Тора» глава «Бемидбар» со слов «И говорил Всевышний», глава 3. Со слов «Сказал рабби Акива: „Счастливы“» в продолжении 5666 года. Со слов «Окутан светом» 5700 года. «Тания», глава 2).

И отсюда понятно, что как пишет мой тесть и учитель1… что «большое стремление связываться (с Ребе) можно насытить только посредством изучения его бесед и выступлений». «Настоящая связь достигается только с помощью изучения Торы».

И также понятно, что хотя человек учит то, к чему испытывает влечение сердца, необходимо выбрать постоянное время для учебы именно бесед главы поколения — моего тестя и учителя. И особенно это необходимо как подготовка к каждому большому событию и в важные дни.

И пусть Всевышний удостоит Вас настоящей связи с древом жизни, а в праздник Дарования Торы удостоитесь принятия Торы с радостью и проникновением.

М. Шнеерсон

Игрот Кодеш. Том 4, стр. 316-317

…Тора, которая является мудростью благословенного и превознесенного Творца, «длиннее земли мера этого и шире моря» и когда дал ее нам Всевышний на горе Синай, вот, как известно, Он дал ее по силам каждого и каждый постигает в ней в соответствии с силой своего разума.

Есть человек, который постигает в Торе аспект «и избери жизнь» в простом смысле, так что его заслуга огромна в этом и будущем (мире) и Тора охраняет и спасает от тяжелого и легкого наказания.

И есть человек, который набрался разума понять, что Тора является указателем пути, показывающая путь, по которому должны идти люди и дела, которые они должны совершать, как индивидуум, так и общество, что «пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир».

И вот, эти два мнения, относящиеся только к открытой части Торы, пока еще не совершенны.

Учение ХаБаД, занимающееся также и внутренней частью Торы и раскрывающее источник света в ней и главный смысл которого, по словам книги «Зоар»: «Три уровня объединяются друг с другом: евреи, Тора и Всевышний» и Тора является центральным связывающим звеном, соединяющим творение с Творцом, да будет он благословен.

И идея этого вкратце такова, что Творение произошло из ничего, а не путем причин и следствий (как объясняется подробно в учении ХаБаДа) и поэтому нет никакой ценности и связи между «чем-то» и «ничем». И в этом нет разницы между самым низким уровнем камня и высшим уровнем человека, так как все камни, растения, животные и человек являются сотворенными. И даже самый совершенный человек не может своей мыслью постичь Всевышнего, так как разум также является сотворенным, как известно, что есть бесконечная разница между ограниченным и неограниченным.

Но Творец благословленный, который является истинным благом, захотел дать человеку возможность выйти из своих ограничений и преград, в которых он находится, сам являясь сотворенным, и подняться выше и выше не только в сотворенном мире, но и выше него, чтобы объединиться с Творцом в полной мере. И поэтому в своем великом благе Он дал нам истинную Тору и освятил своими заповедями в которых и посредством которых человек может выйти из своего узкого мира и объединиться с Творцом в полной мере и прилепиться к нему, как сказано: «А вы, держащиеся Г-спода, Б-га вашего, живы все вы сегодня».

С благословением принять Тору с радостью и проникновением.

И несомненно проведете хасидское собрание.

Менахем Шнеерсон

Игрот Кодеш. Том 7, стр. 283*

Что касается праздника Шавуот и обычаев, связанных с ним, которые описаны в хасидских книгах, на фарбренгене1 прошедшего праздника уже говорилось, что в противоположность тому, что обычно думают люди, в момент Дарования Торы открытая часть Торы была в сокрытии и утаении, поскольку в день Дарования Торы евреи слышали только десять заповедей и даже при этом душа при произнесении каждой заповеди отлетала их душа. То есть, к этому моменту не относится аспект понимания и осмысления. Остальная же часть Торы была дана лишь в скрытом виде. Как известно из нескольких источников и из указаний р. Саадьи Гаона, что все 613 заповедей и 7 заповедей мудрецов включены и находятся в виде намека (в 620 буквах) в 10 заповедях. Но не такова ситуация со скрытой частью Торы. Поскольку тайны тайн и видение Божественной колесницы были открыты всем евреям и даже сопровождавшим их тем, в отношении кого были опасения в нанесению ущерба евреям, не дай Б-г, ибо они происходили от «великого скопища» («эрэв рав»). Но самих сыновей Израиля в момент Дарования Торы покинула нечистота. И несмотря на то, что после греха золотого тельца она частично вернулась, они изменились в максимальной степени даже в материальном плане, как это доказывается в трактате Шаббат 147а.

С пожеланием того, чтобы Всевышний удостоил Вас всегда только хороших новостей как в частных, так и в общих вопросах.

Примечания:

1 Напечатано в Ликутей Сихот том 1, стр.149. См. также письма №№2214-15.

Письма к Песаху

Игрот Кодеш. Том 8, стр. 335-336

№2591

C Божьей помощью, 13 Нисана 5714 года

Бруклин, Нью-Йорк.

Господину Шнеур-Залману (Шазару)

Мир и благословение!

В преддверии праздника мацы я хочу поздравить Вас благословением кашерного и радостного праздника.

Из актуальных вещей:

Одно из указаний времени освобождения это то, что евреи начали свое существование как народ в совершенно неподходящих условиях и нуждались в вере в большей степени. И в течение короткого времени четко видели, как исполнилась их надежда, с которой они жили. И велика эта вера, которую мы празднуем в праздник мацы, которых поднял целый народ, включая мужчин, женщин и детей. И все для того, чтобы выйти из страны, которая питала всю землю, страны, которая обладала очень развитой промышленностью и уровнем жизни, и выйти из нее как сказано в Писании в огромную и страшную пустыню, где есть змеи и скорпионы. И как сказал пророк «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей — шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной».

И в каждом поколении, ежедневно каждый человек должен смотреть на себя как будто он выходит из Египта. И благодаря этой твердой вере во Всевышнего, который вывел нас из Египта, он выйдет также из всех ограничений и преград, как снаружи так и изнутри.

По обычаю посылать мацу ручной работы друзьям и близким, я прилагаю к этому письму три мацы. Так как Вы являетесь жителем Земли Израиля и на Вас не распространяется второй день праздника в странах диаспоры.

И как сказано в книге «Зоар», что маца является пищей веры и пищей исцеления.

С уважением и благословением с праздником.

Игрот Кодеш. Том 5, стр. 318-319

№1515

С Божьей помощью, канун праздника Песах 5712 года

Бруклин, Нью-Йорк.

Благословение и мир!

В эти дни перед праздников, который мы будем отмечать вместе со всем еврейским народом, примите мои пожелания отпраздновать по-настоящему кошерный и веселый праздник Песах.

Конечно, всем вам известно сказанное в Мидраше, что Исход из Египта произошел в заслугу праведных женщин того поколения.

Несмотря на тяжесть положения, несмотря на тьму изгнания, сгустившуюся в последние десятилетия его, женщины всегда имели твердую веру в Б-га Благословенного, что Он исполнит обещанное Им относительно Освобождения, хотя, когда оно придет, — они не знали! Далее, несмотря на жестокий указ фараона, на его все более тяжелые постановления, они стремились построить новое еврейское поколение, хотя им не было понятно, каким образом спасти тех детей, которые уже рождены, и как уберечь младенцев мужского пола от потопления в реке Нил?..

Их уверенность была крепкой, их представление о Б-ге как о Хозяине и Владыке было выше расчета, выше человеческого понимания, ведь раз Он — Владыка, то никто не может Ему противостоять, и десятки и сотни тысяч детей были воспитаны этими матерями в таком духе, и эти-то самые дети потом распознали Всевышнего при Рассечении Красного моря, и эти же дети потом были при Даровании Торы, у горы Синай, и в них была крепость еврейского народа.

Все описанное в Торе есть указание для нас. Значит, и нам надо укрепляться в вере во Всевышнего, который является полным хозяином этого мира. И хотя не видно, как это может быть в рамках естественного миропорядка, но Всевышний сделает свое дело, и те, кто с Ним связаны, ведут жизнь по Его заветам, во всех деталях, и имеют детей, живое и здоровое потомство на долгие годы жизни, удостоятся Геулы.

Так же, как в то время, когда не было ясно, откуда придет спасение в рамках естественного порядка, и, тем не менее, вера не ослабла, и рождение и воспитание детей продолжалось, и эти дети жили еще долго потом, так и в наше время, усиливая свою уверенность в Б-ге Благословенном, мы удостоимся праведного Мошиаха, и вместе с ним — Геулы.

С благословением на кошерный и радостный праздник Песах, удовлетворения и здоровья на долгие годы жизни.

Игрот Кодеш. Том 5, стр. 276-278

№1476

С Божьей помощью, канун новомесячья Нисан 5712 года

Бруклин, Нью-Йорк.

Мир и благословение!

В связи с приближающимся праздником Песах я хочу выразить свои сердечные пожелания, чтобы отпраздновали Песах кашерно и в радости истинного освобождения. Освобождения в материальном и духовном смысле, что не может быть одно без другого. Ведь в нашем поколении, когда слышны шаги Мошиаха, по словам моего тестя и учителя, ребе… он (Мошиах) уже стоит за нашей стеной и есть особая необходимость обратить внимание и стараться воспитывать молодое поколение в соответствии с истинной Торой, учением жизни, которая дает свободу человеку и как сказали наши мудрецы (трактат «Авот» гл. 6) «Только тот свободен, кто занят изучением Торы». И важность воспитания особо подчеркивается в праздник Песах, когда в начале празднования пасхального Седера задают вопросы маленьким детям и совершают различные действия, чтобы они не заснули (как в материальном, так и тем более в духовном смысле) и также в конце праздника — это идея рассечения моря, как сказали мудрецы («Шмот раба»), что родившееся и выросшие в Египте дети первыми признали Всевышнего.

Подписываюсь как в начале письма — с благословением кашерного и радостного праздника Песах.

№1477 (1)

С Божьей помощью, новомесячье Нисан 5712 года

Бруклин, Нью-Йорк.

Нашим братьям евреям во всех местах, да пребудет с ними Б-г

Мир и благословение!

Все вещи в мире учат(2) наблюдающего за ними человека мудрости и указанию в отношениях между людьми и Всевышним, в отношениях и между самими людьми и в этих обоих видах отношений.

И очень легко посредством правильного обращения внимания найти подобные указания в идеях Торы — Тора от слова «указания», указания в жизни, как Тора называется «учением жизни» — и ее заповедях и в частности в общих вещах, которые есть в ней.

И вот, одна важнейшая вещь в этой области — память об Исходе из Египта, являющийся важнейшей основой (3) и прочным столпом в нашей Торе и вере, отличающаяся (4) от всех чудес которые упомянуты для того, чтобы помнить о них (и также рассечение моря (5)) каждый день. И с дополнением (6) нам заповедано это в начале праздника Песах — в ночь праздника.

Столько много вещей нужно учить как из этой самой вещи, так и из ее формы и деталей. И я хочу подчеркнуть только одну вещь, общую вещь для начала и окончания праздника — указание в повседневной жизни, не только в праздничные дни, а в течение всего года.

Ведь в этом и вся идея, чтобы все влияния и света раскрывающиеся во время праздников, продолжались бы в течение всего года, особенно это касается праздника Песах.

Ведь начало законов и обычаев праздника, сразу как стемнеет, это «Седер», основная часть которого: «И расскажешь сыну своему». И изменяем некоторые вещи и обновляем некоторые вещи, чтобы пробудить внимание детей. И более того, эта обязанность лежит не только на умных детях, а на одном умном, одном злодее, одном простаке и одном не умеющем задать вопрос. Всех нужно собрать на пасхальный Седер и отец учит ребенка в соответствии с его знаниями, возможностями и пониманием.

И окончание праздника Песах, чудо на море, когда Всевышний рассек для нас море и каждый еврей показал пальцем и сказал: «Это мой Б-г, и я восславлю Его красу. Вот дети родившиеся и получившие воспитание в тяжелых условиях изгнания. Эти дети первыми познали Всевышнего».

И окончание праздника связано с его началом.

Мы должны постараться со всеми силами и энергией искать пути, советы и ухищрения (хотя посредством этого необходимо изменить свои привычки и натуру. И только —) завоевать молодое поколение и приблизить всех евреев — как мудреца, так и злодея, так и простака и тоже не умеющего задать вопрос — к Торе и заповедям. И тогда мы уверены, что и молодые и старые пойдем вместе навстречу Освобождению с нашими детьми.

И наше поколение, которое родилось и воспитывалось в тяжелых условиях изгнания, зловещих указах и погромах, не дай Б-г и также их пережившие, в частности (7) дети, которых дал и оставил Всевышний как знак чуда (что будет выполнена Тора (8) евреям через них) …встают против них, чтобы уничтожить, да не повторится такое, в этом воспитании когда принимают добро за зло и зло за добро, тьму как свет и свет как тьму [горечь как сладость и сладость как горечь], так как пренебрегли Торой Всевышнего.

И вот, Всевышний избавил их и избавляет от их рук и это поколение удостоится немедленно с помощью праведного Мошиаха быть также поколением Освобождения [истинного Освобождения, как предсказали наши святые пророки] не войной и не силой, а духом Всевышнего. И каждый познает Его, укажет пальцем и скажет:

«Вот, это Б-г наш, на которого мы надеялись, и Он спасет нас! Сей есть Г-сподь, на Него уповали мы, будем же веселиться и радоваться помощи Его!»

С благословением кашерного и радостного праздника Песах.

Примечания:

  • Напечатано в «Пасхальной Агаде с объяснениями и комментариями» изд. «Кеат» 5747 года, стр.568. Это письмо было написано также на идиш.
  • «Авот» в конце гл. 6: «Все, что сотворил Святой Благословенный в его мире, — себе во славу сотворил Он». Учение Баал-Шем-Това (приводится в конце «Сефер а-зихронот», стр. 344): «От всех учителей моих набирался я ума, ведь все, что сотворил Святой Благословенный в его мире — для того, чтобы обучить человека… И Божественное Провидение показывает человеку от чего учиться, см. там».
  • «Сефер а-Хинух» заповедь21, см. там подробнее.
  • См. «Тора Ор» 57б.
  • «Тосефта» трактат «Брахот» в начале гл.2. См. «Тора Ор» 62б.
  • О дополнении см. в «Пасхальной Агаде с комментариями и обычаями» 15б и в приведенных там книгах.
  • См. беседу праздника Песах 5703 года п.47.
  • РаШИ на Йешаяу 8:18.

Игрот Кодеш. Том 19, стр. 255-258

№7257(1)

С Божьей помощью, 11 Нисана 5710 года

Бруклин, Нью-Йорк.

Нашим братьям-евреям во всех местах

да пребудет с вами Б-г

Великий мир и благословение!

К наступающему празднику Песах я посылаю свое поздравление и благословение к нашим братьям, сыновьям Израиля, где бы они ни находились, и благословляю на то, чтобы праздник Песах, «время нашего освобождения», был «кошерным и радостным».

Истинное освобождение, полное освобождение, освобождение человека самого по себе (малого мира (2)) и человека как составляющей части окружающего мира. Имеется в виду двоякое освобождение: внутреннее, то есть освобождение от внутренних помех, которые происходят от врожденных или приобретенных качеств человека, привнесенных воспитанием, привычками и т.д., и внешнее — освобождение от тех помех, которые воздвигает вокруг человека окружающий мир.

* * *

Наши мудрецы благословенной памяти, которые являются мастерами краткого высказывания, выразили все вышеупомянутое в нескольких словах, намекнув при этом на путь и средства к освобождению: [Высеченное на скрижалях (3) дает освобождение от порабощения народами, от бедности, глупости, страданий и унижений].

Десять заповедей на скрижалях, в которых есть намек на все заповеди, начинаются с повеления: «Я — Б-г, Твой Б-г, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства».

Первое и самое фундаментальное из высеченного в жизни еврея и сказанное Всевышним каждому и каждой: Я — Твой Б-г (4), здесь в твоей личной жизни и в твоем поведении.

Имя «Твой Б-г» особо подчеркивает (5) тот факт, что Всевышний является Властелином всех способностей и сил, (Всемогущим и Всесильным). И с этим связано двойственное освобождение: из земли египетской, от ограничений и нежелательных качеств (поступков, характерных для земли египетской), которые появились в результате влияния жизни в Египте; и из дома рабства, от порабощения фараоном и египтянами, то есть внешним миром.

И с этим связана двойственность заповеди, направленной на внутреннюю и внешнюю стороны жизни, обращенной к каждому и к каждой: «Да не будет у тебя чужих богов» — ты не должен обожествлять что-либо кроме Всевышнего. «Помни день субботний, чтобы освящать его» и т.д. — не подчиняться образу жизни и требованиям внешнего мира.

В Торе есть (6) два момента: внутренний смысл, душа Торы (7) («пнимиют а-Тора»), а также та часть, которая связана с практическим действием, изучением Торы и исполнением заповедей («ниглэ де-Тора»). И внутренний смысл (душа) оживляет внешнюю составляющую.

Сокровенная Тора подробно разъяснялась в последних поколениях и распространялась учением хасидизма, основанным Баал Шем Товом, благословенной памяти, со дня исталкута которого в этом году исполняется двести лет.

Один из уроков в учении хасидизма, на который Баал-Шем-Тов часто указывал, заключен в словах «Представляю я Б-га пред собою всегда». Каждый еврей должен ощущать то, что он стоит перед Б-гом, когда все, что его окружает, и все, что есть у него внутри, можно назвать словом представляю (8) (безразлично ему). И это должно происходить всегда — не только во время того, как он молится Шмонэ Эсрэ, то есть находится на высшей ступени молитвы, не только в особое время в течение дня, положим, в начале дня (9). Это еще не дает полного ощущения «представляю», полного состояния свободы — незатронутости миром, внутренним и внешним. Поскольку в другие моменты времени человек еще может попасть в рабство, то есть быть порабощенным собственной природой или окружающим миром. Состояние Б-га пред собою должно соответствовать полному значению слова всегда: оно должно пронизывать каждое действие и движение человека, вплоть до еды, питья, беседы с другим и т.д. И тогда человек не будет бояться внутренних и внешних помех и достигнет истинного и полного состояния свободы, освобождения и из «земли египетской», и из «дома рабства».

Ощущение «Б-га пред собою всегда» приводит также к тому, что служение еврея, которое, как говорилось выше, включает в себя обе сферы человеческой жизни — и внутреннюю, и внешнюю — будет осуществляться с радостью и добрым сердцем. Как подробно (10) объясняет Алтер Ребе, автор книги «Тания» и Шулхан Арух: «Если еврей вдумается в то, как Всевышний близок каждому еврею, как Он дает ему Свою Тору и заповеди и как Он хочет постоянно находиться как бы рядом с каждым евреем, „и Я буду обитать в них — в каждом из них (11)“, тогда его сердце наполнится величайшей радостью и восторгом».

* * *

И да будет на то воля Всевышнего, чтобы Он дал каждому и каждой возможность достичь истинного и полного состояния свободы духовного и материального освобождения. А от освобождения в скором времени и буквально в наши дни мы придем к полному и истинному Освобождению помощью нашего праведного Мошиаха.

С пожеланием кошерного и веселого праздника Песах.

Менахем Шнеерсон

Примечания:

  • Напечатано в Пасхальной Агаде с примечаниями и комментариями (выпуск5746 г. и позже, стр. 588).
  • Олам катан: малый мир. Танхума «Пкудей» 3 и также см. «Ликутей Тора» глава «Бамидбар» 5:1.
  • «Тикуней Зоар»56. См. также «Тикуним» в конце «Зоар хадаш» (97,2), комментарии на «Авот» 6:3. «Ваикра раба» 18:3.
  • См. предостережения рава Саадии Гаона. См. Иерусалимский Талмуд трактат «Шкалим» 6:1, «Зоар» часть II 90б и в других местах.
  • См. РАМБАН на главу «Шмот» 20:2.
  • См. «Берейшит раба» в начале.
  • «Зоар» часть III 152а.
  • Завещание РИБАШ.
  • Санедрин 22а. Шулхан Арух раздел «Орах хаим» в начале в РАМО. Шулхан Арух Алтер Ребе, первое издание 1:5 — в соответствии с «Тора Ор» в конце главы «Вайеце».
  • «Тания» глава33. См. РАМБАМ в конце «Законов о лулаве».
  • ШЛО в начале главы «Трума». См. «Бати ле-Гани»5708 г. (моего тестя и учителя… Брошюру 55).

Игрот Кодеш. Том 8, стр. 272-273

№2520

С Божьей помощью, 12 Адара II 5714 года

Бруклин, Нью-Йорк.

Еврейским женщинам и дочерям, а также женщинам Хабада в частности, да пребудет с вами Б-г.

Благословение и мир!

В грядущие дни, связывающие праздник Пурим с Песахом, каждая еврейская женщина и дочь народа Израиля должна задуматься о важности той роли, которую сыграла еврейская женщина в этих праздниках, а также о том уроке, который они преподносят.

Праздник Пурим, так же, как и праздник Песах, обязывает еврейскую женщину соблюдать особые заповеди, связанные с этими праздниками (такие как чтение Свитка Эстер, чтение Агады и т.д.). Поскольку у еврейских женщин были особые заслуги, особая роль и особая связь с теми чудесами, которые произошли в те годы в это время.

Мегила (Свиток Эстер) подробно рассказывает нам, как Эстер помогла осуществить великое чудо для всего Израиля, и ее именем назван пост перед Пуримом и сам свиток.

О великих заслугах еврейских женщин в связи с Песахом, временем нашего Освобождения, подробно рассказывает мидраш. В то тяжелое время египетского изгнания еврейские женщины были теми, кто поддерживал твердость духа и веру мужчин. Они воспитали поколения верных евреев, которые удостоились получить Тору на горе Синай и вечное наследие — нашу Святую землю, да будет она отстроена и укреплена нашим праведным Мошиахом в скорости и в наши дни.

Тот способ, которым еврейские женщины и дочери еврейского народа осуществлению великих чудес в каждом из упомянутых праздников, был особенным:

…В случае Песаха влияние и воздействие женщин на жизнь осуществлялось в основном в соответствии со сказанным: «Весь почет дочери короля внутри», через скромное поведение и семейную жизнь.

В случае же с Пуримом потребовалось, чтобы еврейская женщина в соответствии с требованиями и точными указаниями людей, великих в Торе и Богобоязненности, использовала в полной мере свое положение и влияние на благо своего народа. И она сделала это, буквально жертвуя собой и своими интересами ради блага и существования нашего народа.

Два праздника — Пурим и Песах — являются двумя вечными свидетельствами того, что еврейская женщина и дома, и, если этого требуют обстоятельства, вне дома, приносила себя в жертву во имя Торы и заповедей, чистоты семейной жизни и кошерного воспитания детей — самых основ существования и избавления нашего народа.

Еврейские женщины и девушки! Следуйте примеру праведных женщин всех прошлых поколений, поскольку от вас зависит и в ваших руках находится в большой степени судьба нашего народа.

И если человек по-настоящему отдается исполнению Божественных обязанностей, Всевышний помогает так, как он помогал Эстер, и все сложности исчезают, и Он посылает свои Божественные благословения касающиеся здорового потомства и обильного достатка, и всяческие блага — материальные и духовные.

С благословением.

Менахем Шнеерсон

Игрот Кодеш. Том 15, стр. 20-21

……до исполнения предсказания «как в дни твоего выхода из земли Египта Я покажу вам чудеса» во время истинного и полного Освобождения, в наши дни в буквальном смысле, посредством праведного Мошиаха.

С благословением кошерного и радостного праздника Песах в достатке в материальном и духовном смысле и истинной свободы, а также здорового и радостного лета.

Я передал через раввина-хасида, богобоязненного человека… р. Дрейзина сохраненную мацу и попросил его раздать ее по частям жителям Кфар-Хабада через правление поселения и духовное правление во главе с раввином.

И да будет угодно, чтобы это произвело свою вышеупомянутую работу согласно словам наших учителей в качестве «пищи веры и пищи исцеления» и как объяснил это Алтер Ребе (процитировано в сборнике «Сегодня — день» за 15 Нисана 5703 года).

№5346

С Божьей помощью, 7 Нисана 5717 года

Бруклин, Нью-Йорк.

Святой общине «Шува Исраэль» в Буэнос-Айресе и находящемуся во главе ее раввину-гаону, богобоязненному человеку… р. Зеэву1, да продлятся его дни и да пребудет с Вами Б-г

Мир и благословение!

Перед наступлением праздника мацы, времени нашей свободы, приближающемуся к нам и всем евреям во благо, я хочу дать свое благословение кошерного и радостного праздника и истинной свободы, свободы от материальных и духовных тревог — от всех вещей, препятствующих служению Всевышнему в радости и добросердечии.

И ведь служение Всевышнему происходит в течение всего дня и всей ночи во всех аспектах деятельности человека. И как сказано «во всех путях своих познавай Творца» и как подробно объяснил это РАМБАМ («Законы об образе жизни» в конце третьей главы) и это приведено в качестве закона в ТУРе и «Шулхан Арух», раздел «Орах хаим» п. 231, см. там.

И да будет угодно, чтобы продолжали эти освобождение и радость в течение всего года.

В соответствии с известным высказыванием из книги «Зоар», что маца является пищей веры и излечения, я попросил, чтобы прислали отсюда заблаговременно сохраненную мацу таким образом, чтобы каждый человек из Вашей общины получил кусок объемом не менее двух маслин.

И да будет угодно, чтобы исполнилось при этом высказывание Алтер Ребе, автора «Шулхан Аруха» — авторитета в еврейском праве и книги «Тания» — авторитета в тайной части Торы — и которое мы слышали от моего тестя и учителя, Ребе и Алтер Ребе сказал так: «Пища веры — первая ночь, пища излечения — вторая ночь. Когда излечение приводит за собой веру, — он благодарит Б-га за то, что излечился, — он все-таки был болен. Но если вера влечет излечение — это значит, что и изначально он болен не был».

С благословением кошерного и радостного праздника Песах.

Другие статьи