Главу «Эмор» читают в дни счета омера. Именно в ней располагается заповедь: «И отсчитайте себе... семь недель; полными должны они быть» (Ваикра, 23:15). Продолжение этой заповеди: «...отсчитайте пятьдесят дней...» на первый взгляд, противоречит ее началу. Ведь семь полных недель это сорок девять дней (кстати, сорок девять дней мы и отсчитываем). Как же понимать слова «отсчитайте пятьдесят дней»?
Возникает еще один вопрос. Отсчитывая дни омера, мы говорим: «один день омера», «два дня омера» и т.д. Следовало бы сказать: «первый день», «второй день».
Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним о первом отсчете омера, том, который евреи вели, выходя из Египта. Тогда они в прямом смысле слова считали дни до обещанного им дарования Торы. Но Мидраш говорит, что в этом отсчете были и более глубокие причины. Египетское рабство, в котором евреи находились 400 лет, нанесло огромный урон их духовному состоянию. Они погрузились в «сорок девять уровней нечистоты». В таком состоянии они не были пригодны для получения Торы. В каждый из сорока девяти дней, когда они отсчитывали омер, евреи очищались от одного из уровней нечистоты, подойдя таким образом к пятидесятому дню очищенными от сорока девяти уровней нечистоты.
Эта процедура не была одноразовой. Ее следует повторять из года в год. В дни между праздниками Пейсах и Швуэс мы должны очиститься и подняться на сорок девятую ступень святости.
Вот почему мы говорим: «один день», «два дня» и т.д. День - это ступень святости. В первый день мы достигли одной ступени, во второй - две и т.д.
Но человеческие возможности ограниченны. Какие бы усилия он ни предпринимал, лишь сорока девяти ступеней ему дано достичь. Пятидесятая остается для него недоступной. Эта ступень, если можно так выразиться, «бонус», приз Вс-вышнего за удачно пройденный путь по достижению сорока девяти доступных нам ступеней.
Да, мы отсчитываем лишь сорок девять дней, но получается, будто мы отсчитали пятьдесят, потому что пятидесятая ступень нами тоже достигнута. И на это великое открытие святости со стороны Вс-вышнего в праздник Швуэс намекает Тора словами: «отсчитайте пятьдесят дней».
В главе "Масъэй" перечисляются 42 пункта, где народ Израиля располагался станом во время странствий по пустыне: с момента Исхода и до последней стоянки в...
Глава "Кдошим" начинается словами: "Святы будте, ибо Свят Я - Б-г Вс-сильный ваш". За этим следуют десятки заповедей, исполнением которых еврей может...
Моше проводит исчисление золота, серебра и меди, пожертвованных народом для сооружения Мишкана (Святилища). Бецалел, Аалиав и их помощники изготовляют восемь...
Яаков проживает в Египте последние 17 лет своей жизни. Перед кончиной он берет с Йосефа клятву, что тот похоронит его в Святой Земле. Яаков благословляет...
Йеуда подступает к Йосефу, умоляя его освободить Бинъямина, и предлагает, чтобы правитель Египта взял его себе рабом вместо Бинъямина. Убедившись в преданности...
Йосеф наконец выходит из заточения после того, как фараон видит сны о семи тучных коровах, проглоченных семью тощими, и о семи тучных колосьях, проглоченных семью...