«Человек есть малый мир, а мир – Великий человек»

 Ханука. Праздник света, Праздник в котором мы зажигаем свечу каждую ночь, и каждую ночь увеличиваем количество свечей. В первую ночь мы зажигаем одну свечу, во второй вечер еще одну, и так далее - до последней ночи, в которой мы зажигаем восемь свечей. Это Праздник, который согревает наши души, многие символы Хануки создают теплую, семейную атмосферу, из вкусных блюд. Глубокий смысл Хануки открывает нам удивительные развития, которые человек переживает на своём пути.

 

Еврейский ученый и каббалист Рабби Ицхок Лурия (1534-1572) написал - "Человек есть малый мир, а мир - Великий человек". Значением этой глубокой пословицы, является то, что на самом деле у человека есть, масштабная модель процессов, происходящих в мире. Поэтому, и Ханука, является на много больше, чем просто любимый и теплый праздник, который мы празднуем восемь дней. Ханука, как и все другие праздники, символизирует духовные процессы, которые происходят внутри человека. Чтобы лучше понять этот внутренний процесс, необходимо научиться вглядываться в глубину событий, которые произошли во время Хануки и истории дошедшей до наших дней, спустя немногим более двух тысяч лет. 

 

В дни Матисьёу, сына Йойхонона хашмоная, первосвященника, и его сыновей, выступило зладейское царство ЙОВОН[1] против еврейского народа, чтобы заставить их забыть Тору Всевышнего, нарушить законы, установленные его волей. Правда, сначала, эллинистическое царство не полностью запретило изучение Торы и соблюдение заповедей. Война эллинизма против евреев была основана, в основном, на ожесточенной ссоре между еврейской и эллинистической культурой. Эллины не сильно возражали, что евреи изучают Тору и выполняют заповеди. Мешало им другое, гораздо более глубокое. Беспокоило их то, что Тору, которую евреи изучают, считалась для них не только как великая мудрость, но это б-жественное учение, выше чем, ограниченный ум человека. Евреям не достаточно сказать, не воровать и не убивать, потому что это  аморально, в соответствии с моральными стандартами человечества, и не достаточно евреям, что нельзя работать в субботу, потому что для рабочих должен быть еженедельно выходной день, чтобы он смог работать хорошо и эффективно в рабочие дни. Евреи настояли сказать, что это всё заповеди, которые Б-г повелел еврейскому народу и только поэтому они их соблюдают.

 

И на самом деле, в чем тут такая уж жесткость ссоры? Какое им дело, почему мы соблюдаем субботу, или почему мы изучаем Тору? В конце концов, они же были тоже образованные люди, и они могли легко понять, что работники должны отдыхать один день в неделю, и могли оценить мудрость других народов, даже если они называют это "Тора". И почему мы не позаботились все так им и преподнести, что Тора это тоже человеческая мудрость, и соблюдения субботы также надо, потому, что работники должны отдыхать один день в неделю? Почему мы должны настаивать на том, что эти вещи были даны нам непосредственно от Творца мира?

 

Внутреннее Торы, в хасидизме, объясняется, что внутри каждого из нас есть «Эллинисты» и «Евреи» которые воюют друг с другом. Борьба между Эллинистами и  евреями Маккавеев во время Хануки, символизирует внутреннюю борьбу внутри человека, открыть ли для себя что-то за пределами своего ограниченного человеческого понимания. Эллинисты - являются желания, которые заставляет нас идти только за знаниями и за холодной логикой. Они заставляют нас думать, что повседневная реальность, в которой мы живем это единственная реальность, которая существует. Эта концепция отдаляет в нас более глубокие слои нашей личности. Поначалу, кажется, стремление к духовности чуть-чуть не хватает и бессильны евреи против доминирующей угрозы воли. Настолько, что иногда, кажется, что не сможешь преодолеть.

 

Как мы уже говорили, об этой внутренней борьбе внутри человека, мы узнаем из борьбы между эллинистами и Маккавеями во время Хануки, чуть более двух тысяч лет тому назад. В нашей древней еврейской истории было несколько случаев, когда мы сталкивались с похожими «Эллинистами», которые требовали чтобы мы были "рациональными" и "реальными" евреями. Они требовали, чтобы мы оторвались от веры в Б-га, Творца мира. Они заставили нас отойти от традиций наших предков, они закрыли наши синагоги, они запретили нам учить наших детей Торе и молитвам. Вот здесь, прикреплена статья опубликованная в Иерусалимской газете от 22-01-1965, что пять евреев были арестованы в городе Мукачево в Украине, советскими властями. Новости, полученные из Братиславы, рассказывают о том, что милиционер шёл рядом с еврейским домом, и  заметил, что ханукальные свечи были зажжены сквозь ставни. В протоколе задержания, записано, что пять евреев "проводили контрреволюционную пропаганду в своих молитвах". Я уверен, что значительная часть наших читателей помнят эти времена. Слава Б-гу, те времена прошли, и теперь мы можем поблагодарить власти за то, что они поддерживают возможности соблюдения заповедей, изучение наших традиций, и обучение будущих поколений. Теперь, «эллинисты», которые были снаружи - нет. Нам осталось, лишь побороть эллинизм в нашем сердце.

 Таким образом, Ханука это не просто праздник, где мы помним нашу древнюю историю, это праздник, где мы узнаем из древней истории, как бороться с нашей повседневной войны, с тенденцией видеть все в перспективе лишенной духовности. Это праздник, где мы изучаем из нашей истории, что даже когда кажется, что нет возможности для преодоления тех, кто желает нам исправить наши традиции, все равно, Б-г поможет нам - если только мы хотим. Нам гарантирована победа, если мы только попробуем. И когда мы пытаемся, то увидим, что то, что мы искали, было всегда внутри нас. Тепло и свет еврейской веры, которое приводит нас в синагогу, чтобы помолиться вместе с нашими братьями, было всегда внутри нас. Нам нужно только посмотреть внутрь, чтобы найти его.

 

А ФРЕЙЛЭХН ХАНУКА ВСЕМ!



[1] ЙОВОН.  Означает на древнееврейском Греция, а также эллинистические государства и эллинизированные народы древности.

Другие статьи