Тора учит:
Я процитировал лишь одно из многих мест в Торе, где говорится о необходимости помогать другим. Есть еще и запрет сжинать край поля, подбирать упавшие во время жатвы отдельные колоски, законы седьмого и пятидесятого годов, особое внимание к сиротам и вдовам и …
… И были всегда в еврейских общинах старосты, собиравшие деньги у богатых и распределявшие их среди нуждающихся, и стоят во всех синагогах копилки с надписью «Ц Д А К А».
Помощь была всегда. А благотворительности – не было, и понятия такого нет в Торе. Так уж получилось, что тысячи лет помогали евреи обнищавшим братьям своим, а о благотворительности и не знали. Да и откуда было нам знать о таком благородном деле, если оно не соответствует нашему миропониманию.
Справедливость – это в рамках иудаизма. Именно справедливость обязывает нас давать цдаку (слово с иврита и переводится: «справедливость»). Человек, цдаку не дающий, не только не на высоте в моральном плане, но и попросту нарушает закон. Б-гом данный закон нарушает.
Но чем же отличаются цдака и благотворительность?
Как говорили в славном городе Одессе: «Это две большие разницы».
Во-первых: цдаку мы даем не от щедрот наших, и, отнюдь не потому, что деньги карман тянут, а потому, что так велит Тора. (Приятно от всего сердца получать, зато, когда знаешь, что это по закону получить положено, чувствуешь себя уверенней). Во-вторых: нам, существам разумным и имеющим свободу выбора, Творец предлагает участвовать в распределении благ. То есть работать вместе с Ним. (На языке Торы мицва (заповедь) и цевет (коллектив) – слова одного корня. А случайные совпадения в Торе, как известно, исключены).
Всевышний дает нам богатство:
Более того, Б-г учит нас, как правильнее вложить свои деньги. В притчах царя Соломона есть такая фраза:
Мудрецы наши разработали подробную инструкцию, как нам на практике выполнять заповедь цдаки.
Всякий, кто милосерден, удостаивается милосердия. Никогда не беднеет человек оттого, что дает. Поэтому, даже нищий, живущий на цдаку, должен отдавать несколько монеток своему товарищу. Ну а тот, кто имеет заработок, обязан отдавать бедным от 10% до 20% своего дохода. (Больше 20% на цдаку не дают. Человек должен заботиться о семье, и о своем деле). Рамбам отмечает, что давать надо «благожелательно и радостно».
Вот так от ступени к ступени раскрываем мы перед нуждающимся наш кошелек, наше сердце, наш разум.
השוחט מזפורוז'יה לאחר קריסת ברית-המועצות והשלטון הקומוניסטי, החלה התעוררות בחיים היהודיים בכל רחבי חבר-העמים. שיעורי עברית נפתחו במקומות שונים, יהודים החלו...
ЕВРЕЙСКАЯ УЛИЦА ГАЗЕТА ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ ЗАПОРОЖЬЯ Выпуск №24 Тишрей (сентябрь-октябрь) 2015 г Подготовил Михоэль Ойшие Запорожский шойхет Раннее утро на...
Рабби Акива истолковывает заповедь Творца, данную Им мужчине и женщине: «и будут единой плотью». Приглядимся к тому, как выглядят на священном языке два...
Мезуза – символ еврейского дома После того, как Онкелос, племянник римского императора принял. иудаизм, император дважды посылал отряд легионеров, чтобы...
Тефилин – кожаные коробочки, прикрепляемые с помощью ремешков на руку и на голову, – содержали кусочки пергамена с библейскими отрывками, которые, согласно...
Йорцайт – годовщина смерти. Ряд поминальных обрядов, которыми отмечают йорцайт близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, мужа, жены), а также...