Цав

Цав: связь с Б-жественностью

Три слова в Торе предваряют волю Вс-вышнего, которую Он передает евреям через Моше: «Скажи», «Говори» и «Прикажи». Глава «Цав» – «Прикажи» начинается со слов «Прикажи Аарону». Раши приводит слова мудрецов: «Всегда, где говорится «цав», – указывается на (необходимость) особого усердия отныне и навсегда».

Из всех трех слов именно «цав» ближе всего по смыслу к однокоренному с ним слову «мицва». Отсюда мы видим, что именно в такой воле Вс-вышнего особенно подчеркивается идея мицвы.

Хасидизм объясняет, что слово «мицва» следует объединять и с однокоренным ему словом «цавта» – «связь»: исполняя заповедь, человек связывается с Б-гом, давшим ему эту заповедь. Такая связь возможна только благодаря мицве. Между ограниченным физическими рамками человеком и бесконечной Б-жественностью, казалось бы, невозможен какой-либо контакт. И только потому, что Вс-вышний желает осуществлять связь с человеком, Он дал ему заповеди, потенциальную возможность такой связи.

Наиболее ясно эта связь проявляется в заповедях, которые начинаются словом «цав». В этих случаях человек исполняет заповеди потому, что они – приказ Вс-вышнего. В других случаях это не так очевидно, и человеку как бы предоставлен выбор выполнять или не выполнять ту или иную заповедь. Слово же «цав» подчеркивает, что со Своей стороны Вс-вышний уже осуществил «цавта», связь с человеком.

Конечно, у человека всегда есть свобода выбора, и приказы Вс-вышнего он может нарушить. Но и тогда связь, установленная с Вс-вышним, всегда остается в душе человека.

ЦАВ

Тора разделена на пятьдесят четыре главы так, что, читая их в синагогах по субботам, мы завершаем за год полный цикл чтения. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующей главе или главам Торы. Разумеется, прочесть »то краткое изложение главы – недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад fa-рав Кук», Ф. Гурфинкель, «Шамир»).

И Г-сподь сказал Моше:

Заповедай Агарону и сынам его такой закон о всесожжении: пусть остается жертва на месте ее сожжения на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем. Вот закон о приношении хлебном: сыны Агарона должны приносить его к жертвеннику. И возьмет коген пригоршню муки и масла и благовония, и сожжет на жертвеннике, а остальное едят Агарон и сыны его.
Это даю Я им в долю из жертв, принесенных Мне. Это великая святыня, подобная жертве за грех и повинной жертве. Все потомки Агарона мужского пола могут есть ее. Это вечный удел во все поколения ваши из жертв Г-споду. Все прикасающееся к ним освятится.

И Г-сподь сказал Моше:

Вот приношение Агарона и сынов его в день помазания: десятая часть эйфы пшеничной муки в жертву постоянную, половина для утра и половина для вечера; на жаровне в масле оливковом она должна быть приготовлена. Вся она должна быть сожжена, и всякое хлебное приношение от священника сжигайте, но не ешьте.

Вот закон о жертве мирной, которую приносят Г-споду: если в благодарность приносят ее, то при жертве благодарности он должен принести пресные хлебы, смешанные с маслом, и пресные лепешки, помазанные маслом, и пшеничную муку, напитанную маслом, хлеба, смешанные с маслом, кроме лепешек; пусть он приносит в приношение свое квасной хлеб при мирной жертве благодарственной. Одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесет он в возношение Г-споду: это принадлежит когену, кропящему кровью мирной жертвы; мясо мирной жертвы благодарственной надо съесть в день приношения ее, не следует оставлять от него до утра.

Если же кто-то приносит жертву по обету или по желанию, то жертву его следует есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно, а оставшееся от мяса жертвы к третьему дню надо сжечь на огне.

И Г-сподь сказал Моше:

Скажи сынам Израиля: жира нутряного не ешьте. И кровь не употребляйте в пищу – ни птиц, ни скота, а душа того, кто будет это делать, истребится из народа своего.

И Г-сподь сказал Моше:

Возьми Агарона и сынов его с ним, и одежды, и масло для помазания, и тельца для жертвы за грех, и двух баранов, и корзину мацы – и собери всю общину ко входу в Шатер собрания.

И привел Моше Агарона и сынов его, и омыл их водой, и возложил на него рубаху, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю накидку, и возложил на него эйфод, и опоясал его поясом эйфода, и закрепил эйфод на нем, и возложил на него наперсник и урим и тумим, и возложил на голову его тюрбан, а на него с передней стороны его возложил полированную золотую пластину.

И взял Моше оливковое масло для помазания, и помазал шатер и все, что в нем, и освятил это, и окропил им жертвенник семь раз, и помазал жертвеник и все принадлежности его и сосуд для омовений и подножье его, чтобы освятить их, и возлил масло помазания на голову Агарона, и помазал его, чтобы освятить его.

И привел Моше сынов Агарона, и одел их в рубахи, и опоясал их, и возложил на них тюрбаны.

И привел Моше тельца для жертвы за грех, и Агарон и сыны его возложили руки на голову тельца за грех, и забил его Моше, и взял крови, и пальцем нанес ее на рога жертвенника со всех сторон, и очистил жертвенник, а остальную кровь вылил к подножью жертвенника, и освятил его, чтобы сделать его чистым.

И взял весь жир нутряной, и тот, что на печени, и обе почки и жир их, и сжег на жертвеннике.

А тельца – и кожу его, и мясо его, и нечистоту его – сжег на огне вне стана, как Г-сподь повелел Моше.

И привел барана для всесожжения, и возложили Агарон и сыны его руки на голову барана, и забил его Моше, и окропил кровью жертвенник со всех сторон, и рассек барана на части.

И сжег голову, и другие части тела, и жир, а внутренности и ноги вымыл водой, и сжег все части на жертвеннике: это всесожжение.

Другие статьи