Беар

«И если обеднеет брат твой и придет в упадок… поддержи его… не бери с него проценты и роста…» (Ваикра, 25:35,36). Предупреждение, содержащееся в этой главе, заканчивается словами: «…Я Б-г, Всесильный ваш, который вывел вас из страны египетской… чтобы быть вам Б-гом Всесильным» (Ваикра, 25:38). Наши мудрецы объясняют: «Каждый, кто принимает на себя ярмо (законов) о проценте, - принимает на себя Ярмо Небес, а каждый, снимающий с себя (это ярмо), снимает с себя и Ярмо Небес».

Почему же именно запрет давать в долг под процент избран Торой, как символ «принятия Ярма Небес»? Чем он так выделяется из остальных заповедей, что исполнение его отражает сущность связей между человеком и его Создателем?

Чем так плохо ростовщичество? Чем оно отличается от любого другого «бизнеса», других коммерческих отношений между людьми? Смысл ростовщичества в том, чтобы заработать без приложения собственного труда, на работе другого человека. Тора не видит ничего плохого в том, чтобы «деньги работали», но вложить ты их можешь в собственную деятельность, в приобретение средств производства, развитие своего дела. Но когда человек дает взаймы свои деньги другому, они перестают быть его деньгами, они уже принадлежат взявшему в долг, просто последний в будущем должен деньги вернуть. Получая с этих денег проценты, дающий в долг зарабатывал бы на чужих деньгах, только на том факте, что когда-то они были его. Другое дело, когда партнеры вкладывают общий капитал. Тогда обе стороны получают прибыль с собственных денег.

Такое углубление в «коммерческую» сторону заповеди проясняет вопрос, почему запрет ростовщичества символизирует общую картину службы Вс-вышнему. Б-г создал мир таким образом, что Его благословение достижимо лишь посредством собственной работы, собственных усилий человека. Это касается как материальной жизни человека, так и духовной. Исполнение заповедей представляет собой ту самую деятельность, которая делает возможным Б-жественное благословение.

Почему Вс-вышний установил такой порядок? Почему Он, высшее проявление добра, не может благословить создание без усердия со стороны последнего? Ответ заключается в следующем. Именно потому, что Вс-вышний есть абсолютное добро и желает истинного добра человеку, Он сделал невозможным получение Б-жественного благословения без труда. Ведь только то, что человек достигает собственной работой, и есть истинное добро. Наши мудрецы называли бесплатный хлеб «хлебом позора». Они считали, что такой хлеб безвкусен и не доставляет удовольствия человеку. Если же хлеб заработан собственным трудом, человек насыщается им и получает от него удовольствие.

Каждый, желающий зарабатывать ростовщичеством, отвергает тем самым миропорядок, задуманный Вс-вышним, «снимает с себя Ярмо Небес».

Другие статьи