120 лет назад – все евреи были раввинами..?

 Нохум Эрентрой

Главний раввин Запорожья и Запорожского региона

 


Раввинам, вообще, задают разные вопросы. Галахические, философские, вопросы касающиеся еврейской веры, и.т.п.

Вопросы задают разные люди – интеллектуальные люди, простые люди, знающие и не знающие люди, и даже коллеги – другие раввины.

Если я попытаюсь вспомнить какие вопросы были самые сложные, и кто их задавал… Кажется, что самые сложные вопросы задают младшие поколение – дети. Дети, в первую очередь – честны. Они не стесняются, и не боятся задавать вопросы.

Я хочу вам рассказать об одном вопросе, который когда-то задавал мне один мальчик.

 


Он спросил очень просто –

Почему мы не видим чудеса в нашем поколении? В каждом еврейском празднике мы изучаем снова и снова про чудеса, которые сделал нам Всевышний, и, как раз, мы находимся в празднике Ханука, в то время когда мы отмечаем великие чудеса, которые Творец мира сделал нам, когда наши предки воевали с Антиохом Эпифаном, около 2200 лет назад. «Но почему», - спросил мальчик, «только наши предки видели чудеса, где-то там, 2000 лет назад»?

Мальчик был не глупый, и сразу говорил, что он не хочет такой ответ, в стиле «слушай, малыш, а что? То, что солнца светит каждое утро, это не чудо?» Я хочу чудеса! Такие, как Моше открыл воду для евреев, когда выходили из Египта, или такой, как на Хануку, когда кувшин с маслом, которого было достаточно только на один день, горел восемь дней.

 

Я открою вам секрет, если, случайно, вы об этом пока еще не знали – не все ответы, мы, раввины, сразу знаем. Иногда мы открываем книги, чтобы найти ответ, иногда спрашиваем и советуемся с друзьями, с женой, с другими раввинами, и знаете что? Даже Google нам помогает иногда.

 

Ну, представьте себя на моем месте. Что можно ответить ребенку..? Я же сам хочу чудеса!

 

И так, я понял, что это хоть и детский вопрос, и детский подход к жизни, но, как вы понимаете, если я вам пишу об этом, не детям – не только дети смотрят так на жизнь, а мы, иногда, тоже.

 

Говорить «я хочу чудеса» это детский подход к жизни.

 

Вы когда-то хотели бы быть снова ребенком? Их родители делают все для них. Ребенок голоден, и удивительно, еда появляется перед ним. Они вредят себе, и родитель сразу туда, чтобы поцеловать их. Это утешительное и безопасное существование. Но это не длится долго.

Когда ребенок растет и развивается, родители постепенно уходят. Родители должны отпустить, потому, что только тогда, ребенок растет и становится взрослым. Тогда, как развитые и зрелые взрослые, они могут относиться к родителям с уважением и пониманием. Они больше не нуждаются в своих родителях, чтобы одеть и накормить их, они могут сделать это сами. Но они могут наслаждаться отношениями, которые являются более глубокими и реальными, потому, что теперь, как взрослые люди, они ценят то, что их родители сделали для них.

 

Человечество приняло подобный курс. В первые дни, Всевышний, как любящий родитель, очевидно, заботился о нас. Он говорил с людьми, чтобы дать им указания. Он творил чудеса, чтобы спасти своих детей от вреда. Это была эра младенчества человечества.

 

Когда человечество развивалось духовно, Всевышний отозвал Его открытые проявления в нашей жизни. Так, как родитель позволяет своему ребенку все больше и больше свободы, так Всевышний снял открытое вмешательство в дела мира. Но, конечно, в то время как родители не могут вмешиваться, они никогда не выместят свою любовь и внимание. Они отвечают за каждое движение, своего растущего ребенка, и тихо влияют на жизнь, направляя своё дитя, хотя и со стороны. Точно так же, как время двинулось дальше, Всевышний так же дергает за ниточки истории и человеческие судьбы, но не так очевидно, как благодаря чуду. Он прячется за совпадениями и повседневными явлениями. Которые, кажутся, на поверхности выглядят вполне нормально, но если посмотреть в отражении - это не так. Рука Всевышнего всегда там.

За последние пару веков, человечество, и в том числе тоже наш народ, прошли через подростковый бунт. Сейчас, мы чувствуем себя взрослыми, и это так. Но иногда, нам удобно бежать обратно в детство. Тогда, в детстве, было хорошо. В детстве человечестваВсевышний делал чудеса. Когда мы хотим возвращаться к детскому теплу, мы говорим "мы тоже хотим видеть чудеса". А по еврейский это звучит – "мой дед был раввин"…

Кажется, что я еще не общался с евреем, с любым евреем, который не говорил следующую фразу, хотя бы, 150 раз в жизни – «мой дед \ прадед был раввин». Иногда кажется, что 2 или 3 поколения назад, все евреи были раввины.

 

Когда нам надоело быть взрослым, когда мы уставшие от ответственности, которая наш возраст несёт за собой, мы хотим еще раз побыть ребенком. Но, точно так же, как каждый из нас понимает, что взрослеть не только можно, а надо. Так и каждый еврей должен себе объяснить, что еврей, который постоянно повторяет слова "мой дед был раввин" - это человек который, тот еврей который находится у него в сердце, пока еще не вырос. Это еврей, который думает, что достаточно детских воспоминаний о деде, чтобы быть евреем, и чтобы его дети и внуки были евреями.

Ваш дед, не обязательно был раввин. Он носил бороду, ходил в синагогу, соблюдал субботу, не потому, что был раввином.

То, что вы имеете в виду, когда вы говорите, что ваш дед был раввином, это что он был соблюдающим евреем. Вам кажется, что если у вас дома есть фотография прадеда, и там он стоит в кепке, «капитантке», как раньше называли эти кепки, и носит бороду, это значит, что ваш дед был раввином. Потому, что – мог ли он быть не раввином, если он так выглядел..?

Таки да, дорогие друзья. Таки да. Он мог быть и не раввином.

Он, наверное, был с бородой, молился каждый день, и был хорошо осведомлен в Торе. Возможно, он был сапожником, портным, или пекарем, кузнецом или извозчиком, не обязательно раввином, а  просто убежденным евреем.

Любой, кто определяется в качестве еврея сегодня, ему лишь надо вернуться всего на три-четыре поколения, чтобы найти соблюдающих евреев в своей семье. А оттуда непрерывную цепь еврейской жизни, которая восходит до трех тысяч лет. Правда, всегда были не соблюдающие евреи, в каждом поколение были такие. Но мы не знаем их внуков. Они были потеряны для еврейского народа. Их внуки, уже не были евреями.

Еврейство без соблюдения еврейской традиции не может продолжаться более двух поколений. Если дети не будут бунтовать и возвращаться к иудаизму, дети просто перестанут быть евреями, и будут ассимилироваться. Еврейская семья, которая считает, что можно быть евреем без соблюдения еврейской традиции, будет потеряна. Одно или другое - либо еврейство, либо несоблюдение. Просто невозможно иметь оба.

Во времена истории Хануки, небольшая группа верных иудеев встали против большинства евреев, которые были привлечены к эллинизму, греческому образу жизни. Мы сегодня празднуем Хануку, потому что мы являемся потомками меньшинства, немногих верных евреев которые были тогда, и победили.

Решение еврейской непрерывности не секрет, это очевидно. Живой иудаизм производит живущих евреев. Сделайте для ваших правнуков, то, что ваш дед сделал для вас - быть живым примером того, что значит жить яркой еврейской жизнью. Они не нуждаются в их дедушках, чтобы он был раввином, а просто, чтобы он гордился еврейством, и жил практикующей еврейской жизнью.


 

А фрейлехн Ханука!

 

Веселой Хануки!

Другие статьи